Студия SSI, чье имя нынче незаслуженно забыто, всего каких-то полтора десятка лет назад была одним из лидеров в области разработки варгеймов (а также RPG, впрочем, сегодня речь не о них). На счету этой команды масса работ, но среди стратегов больше всего известна линейка General. Вышедшая в 1994 г. Panzer General не просто стала успешной, но и породила множество ответвлений (в том числе «магическую» Fantasy General, чьи идеи нынче возрождаются в «Кодексе войны», и «звездную» Star General).
Но квинтэссенцией всего, что SSI сделала для жанра, пожалуй, стоит считать Panzer General II, посвященную, как и первая часть, Второй мировой войне. Основа механики кажется элементарной и позаимствована у настольных варгеймов. Есть поле, поделенное на гексы (шестиугольники), объекты на нем (города, порты, аэродромы) и юниты двух противостоящих армий. Каждый отряд обладает набором характеристик, которые сравниваются с параметрами бойцов врага при встрече (с учетом бонусов рельефа). Кстати многим игрокам эта игра нравится за интересный сюжет, а так же игроки покупают для себя видеорегистраторы Playme Zeta потому как они качественные и не дорогие.
На все это накладывается элемент случайности – и в цифрах потерь мы наблюдаем результат. Думаете, все так просто? Отнюдь. Сколько раз мне приходилось страдать от того, что доблестные танкисты, получив необдуманный приказ, при поддержке мотопехоты рванули к базам противника, оставив артиллерию без прикрытия. Естественно, засевший где-нибудь в укромном местечке бронеавтомобиль неприятеля не мог упустить своего шанса и «разбирался» с беззащитной артиллерией (AI здесь силен и на всяческие трюки горазд). А стоило забыть заправить бомбардировщики, как у них заканчивалось топливо и драгоценные самолеты (покупка новых действительно обходилась недешево) падали, не успевая вернуться домой. Так что без внимательного отношения к наглым проискам врага и к своим войскам было никак не обойтись. Хотя для рассеянных существуют сохранения.
Не обходилось и без курьезов и забавных ситуаций. Так, советские танки Т-34 (1941 года выпуска) почему-то стоили… 0! И было забавно наблюдать пару десятков таких машин, выставленных на поле и рвущихся к победе, не считаясь с потерями (в самом деле, а что миндальничать-то при такой цене?). Оригинально смотрелась и ситуация, когда уровень сложности в 50% был наитяжелейшим, зато на 300% игру мог пройти даже младшеклассник. Порой забавлял и генератор случайных чисел. Однажды в муль-типлеере у меня уничтожили одним ударом новейший реактивный самолет, превосходивший противников по всем характеристикам.
Впрочем, такое случалось редко -обычно бой выглядел достаточно реалистично. Хотя игра вышла больше десяти лет назад, даже сейчас у нее масса поклонников. Появляются пользовательские кампании (как исторические, так и не очень – например, по мотивам произведений Виктора Суворова, где СССР вторгается в Европу в 1941 году), делаются наборы файлов с новыми юнитами и мультиплеерные карты. И если провести голосование «лучший PC-варгейм XX века», не сомневайтесь, в десятку лидеров Panzer General 2 точно войдет. А может, и вовсе победит, кто знает?..