Видеокарты и оптимизм
Презентация была проведена для представителей прессы со всего мира в городе Малага, который расположен в Испании. Среди сотрудников AMD, которые рассказывали журналистам об особенностях новых графических плат, был вице-президент по продажам и маркетингу в России, СНГ и Восточной Европе Пьер Брансвик. Было много сказано о потенциале графических решений от aMd, перспективах и заделе на будущее. Однако, вопреки традиции, никто не рассказывал о самых мощных в мире акселераторах. Немного ранее уже состоялся анонс долгожданных GeForce 280 и GeForce 260 от компании NVIDIA., Как показали результаты независимого тестирования в Сети, платы производства этой фирмы, как и всегда, оказались на высоте. Решения NVIDIA требуют отдельного рассмотрения, и говорить оних мы сегодня не будем. Ибо первые тестовые образцы еще не добрались до нашей страны. Надеемся, что уже в следующем номере нам удастся предоставить не только сводку о технологических деталях новинок, но и указать результаты комплексного тестирования.
Вам требуется скорая компьютерная помощь на дому в Москве, рекомендую перейти на сайт компании Лидер Услуг – сервис по подбору частных мастеров.
Вернемся же к решениям от AMD. Со времен существования ATI как самостоятельного чипмейкера, графические процессоры от двух противоборствующих компаний в корне отличались друг от друга. Близкие архитектуры были представлены лишь один раз в 2004 году. Речь идет о чипах R420 и NV40. Это был период острой конкуренции между производителями. Оба процессора использовали по 16 пиксельных конвейеров и по 8 блоков вершинных шейдеров. В дальнейшем подобных ситуаций не встречалось – инженеры пытались найти свой, неповторимый конструкт для работы с графикой.
Как и прежде, основой любой видеокарты служит центральный процессор – этот факт остался неизменным со времен начала разработки внешних акселераторов. Увеличивалась площадь кристаллов, увеличивалось количество транзисторов, но система с единственным ядром до сих пор остается самым удачным решением, несмотря на многочисленные попытки заставить нормально работать технологии SLI или Crossfire.
Если для NVIDIA графический процессор G80, который стал основой линейки GeForce 8, получился весьма удачным, то выпущенный примерно в то же время R600 создал немало проблем инженерам AMD. Трудности заключались в его архитектуре, а навалившиеся финансовые заботы добавили сложностей на пути создания конкурентоспособной видеокарты.
Первые карты ATI RADEON HD 4000
Уже на этапе проектирования новой архитектуры изготовитель уделял внимание впервую очередь двум факторам – энергопотреблению и размерам. Речь идет, естественно, о максимальном уровне эффективности при невысокой конечной стоимости. Поскольку нишу высокопроизводительных моделей AMD занять сейчас достаточно тяжело, было принято решение дать покупателю максимум производительности за минимальную стоимость. И такой подход нельзя считать опрометчивым. Не так много людей способны приобретать видеокарты ценой по $500. Основная доля продаж, согласно аналитическим отчетам независимых экспертов, приходится именно на платы стоимостью $250. С другой стороны, самые дорогие и эффективные устройства являются своеобразными приманками для покупателей.
Перейдем, наконец, к рассмотрению особенностей самой архитектуры. Мы не будем слишком углубляться в технические детали и расскажем только о тех особенностях, которые будут действительно интересны всем нашим читателям. Как и ожидалось, пока линейка представлена решениями, которые получили название aTi Radeon HD 4850 и ATI Radeon HD 4870 с памятью инновационного формата GDDR5. Старшая модель имеет 1 Гбайт памяти нового стандарта, в то время как младшая модель получила всего 512 Мбайт. Интересно также, что ATI Radeon HD 4850 будет представлена позже еще двумя вариантами, которые будут различаться за счет количества памяти. Модификации получат 512 Мбайт и 256 Мбайт в формате GDDR5.
Архитектура
Графический процессор RV770 оказался достаточно маленьким в сравнении с предыдущими решениями и аналогами NVIDIA. Площадь кристалла всего 260 мм2. Это мало! Он изготовлен с учетом 55-нм технологического процесса. Ранее этот факт можно было считать преимуществом продуктов компании, однако NVIDIA уже объявила о выпуске GeForce 9800 GTX+ на базе чипа G92B, который будет изготовлен по таким же нормам. Собственно сам техпроцесс и является главной инновацией по сравнению с предшественниками, поскольку он позволил производителю на девять процентов увеличить частоту работы ядра и унифицированных процессоров.
В случае с RV770 архитектуру нельзя назвать полностью инновационной. Подобно конкуренту, AMD не стала начинать все с нуля и решила потратить время и средства на доработку уже существующего решения. Результат вышел очень похожим на предшественника. Чип R600 получил продолжение в виде RV770. Что интересно, архитектура, использованная при разработке RV770, была первоначально представлена в чипе Xenos – графическом движке игровой консоли Microsoft Xbox 360. Сам конструкт построен на базе SlMD-массивов.
У того же чипа Xenos их предусмотрено три, а у R600 или R670 – четыре. Рассматриваемая версия графического процессора использует уже десять SlMD-массивов. Каждый такой массив состоит из 80 потоковых (или унифицированных процессоров). В результате получается, что сам чип оснащен 800 (!) потоковыми процессорами. Они сгруппированы в некие пятиканальные блоки VLlW. Всего предусмотрено по 16 блоков на каждый массив. Не обошлось без того, что производитель не только оптимизировал работу графического чипа, увеличив количество транзисторов, но и позаимствовал некоторые идеи у конкурента.
В свое время в G80 был интегрирован небольшой объем памяти Shared Memory в размере 16 Кбайт на каждый мультипроцессор. Эта область позволяет обмениваться данными между потоками и, в отличие от КЭШа, может быть использована программистами при разработке приложений. Версия такой памяти была названа AmD как Local Data Share и имеет точно такие же размеры. Роль ее осталась прежней. Тем не менее, производитель пошел дальше и внедрил еще одну область памяти (еще 16 Кбайт) для обмена данными между SIMD-массивами.
Контроллер памяти и блоки ROP
Первой серьезной разработкой в области усовершенствования контроллера памяти была кольцевая шина Ring Bus, которая впервые была использована с платами на базе R520. Инженеры AMD постоянно дорабатывают ее, предлагая что-то новое. На этот раз было произведено разделение доступа для обращений, при которых требуется большая пропускная способность. Такой подход обеспечивает более эффективную работу всей системы в целом. Что касается блоков растровых операций, то они были узким местом предыдущих версий процессоров AMD. После включения сглаживания и фильтрации решения от AMD демонстрировали сильную просадку по производительности.
В режимах с тяжелой нагрузкой решения от NVIDIA держали безусловное лидерство. И здесь инженеры не стали разрабатывать систему с нуля. Была поставлена цель – улучшить эффективность имеющейся системы и устранить основные ее недостатки. В принципе, инженерам удалось достигнуть некоторых результатов (в частности, был переработана схема Z-рендеринга), однако итоги тестирования показывают, что даже после внесенных изменений эффективность в тестах со сглаживанием находится не на желанном уровне.
ATI RADEON HD 4850
Компания AMD любезно предоставила нашей лаборатории тестовые образцы видеокарты ATI Radeon HD 4850. Мы решили провести эксперимент как для единичной платы, так и для двух плат в режиме Сrossfire. Прежде чем переходить к методике тестирования, следует рассказать об особенностях самого устройства в целом. Плата выполнена традиционно на текстолите красного цвета. Устройство использует однослотовый дизайн. Внешне она очень напоминает представителя предыдущей линейки – видеокарту ATI Radeon HD 3850.
Сходство было достигнуто в основном за счет идентичной системы охлаждения. Для дополнительного питания используется всего один шестиконтактный разъем питания. Память собрана на восьми схемах производства Qimonda и работает с временем выборки 1 нс. Линии схем расположены под прямым углом к процессору и так же контактируют с кулером, как и ядро. Для работы опции CrossfireX предусмотрено два контактных разъема. В комплекте с каждой платой будет поставляться необходимый набор переходников и мостик с гибким шлейфом для соединения двух акселераторов.