Sonar – простор для творчества

Sonar - простор для творчества Если на вашем компьютере в данный момент подходит к концу установка одного из самых известных продуктов фирмы Cakewalk «Sonar 7.0», а вы все еще не догадываетесь, почему именно эту программу вы выбрали для своих первых композиторских опытов, то не спешите расстраиваться: Sonar не напрасно будет занимать место на вашем винчестере.

Будучи заведомо профессиональной программой. Sonar, однако ж, не заставит вас вникать в физику звука и запоминать функции сотен контроллеров. Освоение этой программы не представляет собой нечто невыполнимое для человека, не знакомого со звукорежиссерским ремеслом, и даже для человека, не имеющего профессионального образования.

Однако сразу стоит определить цели и задачи, то есть то, что в принципе нужно вам от программы. Если вы хотите производить музыку, не изучая нот и всего, что с ними связано, то вам можно порекомендовать скорее программы-семплеры (работа в них заключается в компоновке отдельных фрагментов уже записанной музыки; но нужно заметить, что творческое начало в подобных программах будет реализовываться не в полной мере).

Работа в Sonar потребует от вас большей фантазии и терпения, если вы хотите создавать полноценную собственную музыку. Профессиональное образование здесь не обязательно, но, конечно, желательно. Это поможет вам несравнимо быстрее и качественнее овладеть средствами программы.

Программа обладает огромным спектром возможностей – от сведения и микширования аудиозаписи до подключения аппаратных синтезаторов и видеоредактирования. Но для нас поначалу написание музыки в Sonar будет подразумевать работу с mid-форматом -то есть о натуральности и живости звучания на первых порах можно забыть.

В вашем распоряжении всего 127 стандартных звуков плюс ударные, и вы должны будете обойтись только этими средствами. Sonar, естественно, имеет возможность подключения более реалистичных банков и семплов (DXi, VST), но об этом позже (с другой стороны, некоторые пользователи начинают работу с оформления звука как такового, но, по моему мнению, лучше сначала разобраться с формой, а потом уж заниматься содержанием).

Подробно описывать все функции программы в рамках данной статьи бессмысленно – здесь будет разумнее обратиться к переведенной оригинальной инструкции, о которой позаботились Cakewalk. Полагаю, будет куда полезнее сразу начать работу, так как копание в инструкциях не дает возможности понять программу так, как вы бы поняли ее, вооружившись методом сугубо научного «тыка».

Итак, первый шаг к освоению программы. После того как вы открыли Sonar 7.0, перед вами располагается стандартная картина – трек-панель, панель инструментов (Tool Bar), панель задач (обычного windows-стиля) и собственно рабочее окно. На трек-панели вы можете наблюдать два пустых аудиотрека и два пустых миди-трека. Если треков по какой-либо причине нет, то проблема легко исправима – на верхнем меню панели выкладка Insert (Добавить), insert audio- midi- track.

Затем вам необходимо выбрать патч (patch) – один из 127 инструментов. Предположим, вы создаете песню в стиле рок. Следовательно, вам нужно добавить 4 миди-дорожки и повесить на каждую из них инструмент. Последнее можно сделать следующим образом: находите седьмую строчку в окне трека и выбираете один из 127 патчей. Первая строчка – громкость и панорамирование, вторая – сила подачи сигнала, третья -панель миди-пресетов, четвертая – панель системы банков, пятая – канал, шестая – банк (по умолчанию в саунд-карте существует только один банк с 127 наборами звуков).

Предположим, вы выбрали элеюрогитару (distortion guitar), пальцевой бас (electric bass (finger)), пианино (acoustic grand piano) и барабаны. Чтобы заставить звучать барабаны, придется совершить еще одну маленькую операцию. Поставьте на пятой строчке номер канала -10. Этот канал полностью отведен для ударных, и они будут звучать только на этом канале. Строчку патчей можно оставить в покое.

К слову сказать, каждый инструмент, чтобы избежать проблем со звучанием, должен быть послан в отдельный канал. Пусть каждый инструмент нашего ансамбля поочередно приобретет по индивидуальному каналу: гитару – на первый, бас – на второй и так далее.

Собственно, звук настроен. Теперь вы можете приступать к сочинению. Конечно, по пути вы непременно столкнетесь с какими-то проблемами. В процессе работы понадобится знать ряд мелких, но жизненно необходимых пунктов.

Установка темпа: в окне на панели инструментов -сиюмоментный темп. Если вам необходимы смены темпа, то спешите обратить внимание на панель Views. На ней вы сможете обнаружить Темповый редактор.
Piano Roll Viewer – фортепианная клавиатура по горизонтали, доли и такты – по вертикали. Это окно станет для вас основным местом создания музыки. Находится он на панели Views.

Внизу – окно миди-контроля, в нем можно регулировать все параметры сигнала, начиная от громкости, заканчивая модуляцией. Также существует одна маленькая особенность, которую полезно знать заранее. Когда вы хотите использовать, предположим, гриоли вместо ровных нот, то вы можете столкнуться с проблемой невозможности их ровной укладки. Привязка к сетке (Snap to grid) помогает выправить ситуацию – кнопка находится справа от панели длительностей на Tool Bar.

Щелчок правой кнопкой – открывается окно со списком длительностей. Вы меняете сетку с шестнадцатых (sixteenth) на триольные шестнадцатые (sixteenth triplet).

Нотный редактор (тоже с панели Views, используется так же, как окно для непосредственного написания музыки) обычно менее удобен. Если вам необходима качественная нотная партитура, то советую не использовать Sonar – такие программы, как, например, Sibelius и Finale, гораздо лучше к этому приспособлены.

Смена размера и тональности – производится в специальном окне на панели инструментов (Meter/key view). Смена размера поменяет сетку в Piano Roll Viewer. Чем больше знаменатель у размера (4/4, 9/16), тем плотнее сетка.

Еще один момент: не накладывайте две ноты одной высоты на одинаковом временном промежутке. Вторая нота, которая лежит внахлест, не будет читаться.

Хотя я обещал, что не буду касаться аудио- и видеовозможностей данной программы, стоит все-таки сказать кое-что по этому поводу, так как даже в процессе раннего творчества вам понадобится не только midi-сфера. Sonar рассчитан на работу с синтезатором (или midi-клавиатурой), электроакустическими инструментами (электрогитарой, электроскрипкой) и микрофоном. Первые две группы за большим объемом материала мы рассматривать не будем. Запись через микрофон осуществляется при наличии: 1) микрофона, 2) включенной кнопки «R» на дорожке, на которую будет производиться запись. Затем вы нажимаете на активизировавшийся значок записи (представляющий собой черный кружок) на панели транспорта – и запись начинается.

Записав музыкальный фрагмент, необходимо обработать запись. Sonar, как таковой, не приспособлен для детальной обработки аудиофайлов, для этого, бесспорно, больше подходит продукт Sonic Foundry -Sound Forge. Обычно аудиофрагменты прописывают в Sound Forge, а затем экспортируют в Sonar.

Однако простые задачи – выравнивание записи и накладывание некоторых эффектов в Sonar вполне удобно.

Эквалайзер: для того чтобы выровнять запись в эквалайзере, нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по пустому пространству в трек-панели выбранной дорожки или просто по самому фрагменту аудиозаписи. В меню <=а выбрать Audio Effects, затем Cakewalk. Если на вашем компьютере установлены какие-либо музыкальные программы, го Sonar, скорее всего, определит вложенные в них аппаратные синтезаторы и эффекты. Эффекты из Sound Forge были бы замечательным подспорьем. Итак, выбираем Parametric EQ и экспериментируем с контроллерами. Единственный конкретный совет – вокальную линию оформляйте без низких частот, а также плавно обрежьте половину средних. Amp Sim – используется для искажения сигнала, с его помощью можно сделать из «чистой» гитары дистортиро-ванную электрогитару. Reverb – эффект кафедрального собора. С его помощью также можно делать звук более влажным или более сухим. Chorus – эффект хора. Звук пускается несколько раз на ничтожную долю раньше и позже исходной ноты и на едва уловимый интервал выше и ниже. Delay – эффект эха. Итак, первое свидание с Sonar закончилось, и оно должно оставить вполне радужные надежды на развитие дальнейших полноценных отношений. В заключение хочется пожелать вам выдающихся творческих успехов, а самоучители и фирменная инструкция позволят вам овладеть полным спектром возможностей продукта Cakewalk и использовать свое вдохновение по назначению.

Добавить комментарий