Естественно, раз существуют рекламные игры, без «Макдональдса» дело обойтись никак не могло. Особенно в свете того, что компания всегда ориентировалась на подрастающее поколение и кропотливо создавала имидж семейного «ресторана», где можно еще и детские дни рождения проводить. А игры традиционно считались занятием для ребятишек – особенно в 80-х и 90-х, когда средний возраст потребителей действительно был значительно ниже, чем сейчас.
«Макдональдсовские» разработки – жуткий маркетинговый трэш по сути, притом весьма пристойно реализованный. Утверждение, правда, не относится к самому известному в наших краях проекту – M.C. Kids, который воспринимался как кусок дерьма даже в 1992 году, сразу после релиза. Мне больше всего нравятся арты к этой игре – с двумя радостными дитятками, черным и белым. Причем издателя можно было легко засудить за расизм – темнокожий ребенок выглядит конченным дауном, да еще и страдающим ожирением. В то время как белый – всего лишь отстающим в развитии уродцем.
Сама игра неудачно передрана с классической Super Mario Bros. И к этому реально сложно что-то добавить. Вышла на NES в 1992 году, то есть, это поздний проект для данной системы. В этом же году, например, увидела свет Global Gladiators (она же Mick & Mack: Global Gladiators) для 16-битных систем. Но этот факт не помешал M.C. Kids не только играться кое-как, но и выглядеть чрезвычайно плохо. По всей вероятности, Virgin Interactive, выпуская 8-битный вариант, действовала по остаточному принципу. Хотя о реальных причинах остается только догадываться.
Немногие знают, но самой первой макдо-нальдсовской игрой была даже не M.C. Kids, а Donald Land, вышедшая в 1987 году в Японии (естественно на NES) и на Западе не появившаяся. Проект достаточно сюрреалистичный да еще с клоуном Рональдом Макдональ-дом в главной роли (позже он появится в McDonald\’s Treasure Land Adventure). Это чудище бегает по средневековому городу, собирает (и, вероятно, пожирает) гамбургеры, а также сражается с какими-то очень неочевидными врагами. Называя недругов «неочевидными», я имею в виду, что, скажем, первый босс – это гигантский дятел. Еще раз – ДЯТЕЛ. Не знаю, что с ним не поделил друг всех детей Рональд и, в общем-то, выяснять нет никакого желания -как и M.C. Kids, игра совершенно беспомощна.
Совсем другая история с Global Gladiators и McDonald\’s Treasure Land Adventure. Обе вещи как минимум пристойны или даже неплохи. Global Gladiators делали в Virgin Interactive, и та-мошие люди, как вы уже знаете, работали не спустя рукава – не то что над M.C. Kids. Герои в ней, кстати, те же ребятишки – черный и белый. Политкорректность, мир, дружба и жвачка. По умолчанию, кстати, именно негритенок является первым игроком который покупает футболки для себя и своих близких здесь – если захотелось поуправлять белым, нужно залезть в опции. Эти товарищи бегают по уровням, стреляют из нелепых пистолетов – не то водяных, не то наполненных сырным соусом. Или горчицей. Уровни немного странноватые. Скажем, первый – это такой привет Бугермену. Вокруг слизь-сопли и какие-то козявочные монстры.
И это, напоминаю, макдональдсовская игра! Если оставить персонажа на несколько секунд без опеки, он достает откуда-то бургер и посреди всей этой красоты начинает его поедать. Система «собери нужное количество фигулек – можно будет покинуть уровень», которую мы помним по чуть более позднему Cool Spot, присутствует и здесь. Только работает хуже. В роли фигулек выступают логотипы «Макдональдса» разных цветов. А не гамбургеры, как следовало бы ожидать. Кажется, разработчики и функционеры-бигмачники разумно рассудили, что подростки, десятками и сотнями жрущие бургеры, раскиданные там и сям, – это будет ну совсем уж зверство и, простите за выражение, постмодернизм.
Кстати о нем. McDonald\’s Treasure Land Adventure заслуживает самого пристального внимание тем, что ее разработчиком стала Treasure – одна из самых безумных и самых великих японских игровых студий. Очевидно, что этот рекламный заказ – совсем не Gunstar Heroes и не Alien Soldier. Тем не менее, McDonald\’s Treasure Land Adventure играется лучше, чем любая вещь из макдональдсовско-го цикла. Да и выглядит, пожалуй, тоже – вообще стилистика ее очень интересна, на это, наверное, стоит взглянуть в любом случае – вне зависимости от вашего отношения к фаст-фуду и религиозных убеждений.
В плане игрового процесса и градуса безумия проект менее радикален, чем другие работы Treasure, но там и сям проскакивает искорка. То зеленые зайцы пробегут, то мы бродим по дереву с глазами. Да и Рональд Макдональд – а действуем мы за него – использует шарфик для того, чтобы цепляться им за заботливо расставленные на уровнях колечки и перепрыгивать с одного яруса на другой. Тоже, если задуматься, оригинальное решение. Ну и, конечно, здесь совершенно фееричная вступительная заставка, очень характерная для начала 90-х, только все еще пикантнее, поскольку в центре событий -клоун Рональд.