Социальные сети

Социальные сетиВ мире, где работа у многих стоит на первом месте, человеку подчас не хватает простого общения. После определенного переломного жизненного периода вспоминаешь своих одноклассников, тех, с кем крутил первые романы, своих знакомых, с которыми случайно расстался и по каким-то причинам не общался, коллег по работе, с которыми когда-то трудился на благо компании, или армейских друзей, с кем переносил все тяготы и лишения службы.

Но далеко не всегда и не у всех есть возможность встретиться по разным причинам. Например, человек который покупает тут жалюзи иногда просто не хочет беспокоить старого знакомого, думая, что знакомый его и не помнит. Или школьный друг уехал в другую страну и не оставил контактов. В общем, много чего в жизни бывает, и для налаживания контактов были созданы так называемые «социальные сети в Интернете» или просто социальные сети. О них и пойдёт речь в данной статье, а точнее, о самых популярных социальных сетях США и России.

Как все начиналось…

Сам термин «социальная сеть» был введён в 1954 году социологом Джеймсом Барнсом. Он определил её как «социальную структуру, состоящую из группы узлов, которыми являются социальные объекты, и связей между ними». Здесь под «социальными объектами» понимаются люди или организации, а «связи» – это взаимоотношения между ними.

Не буду углубляться в психологию, скажу лишь, что существуют взаимоотношения трёх видов:
– ненаправленные, например, друзья, соседи;
– односторонне направленные – начальство;
– двусторонне направленные, к примеру, половое влечение или готовность помочь в беде.

В Интернете сформировались и продолжают бурно развиваться социальные сети, построенные на типах взаимоотношений, описанных выше. Существуют сети, направленные на поиск работы, на общение, на благотворительность, но о них поговорим позже. Сначала рассмотрим основные этапы развития компьютерных технологий, которые способствовали людям в общении друг с другом. Начнем с простой и всем известной электронной почты. Одни считают, что год создания электронной почты – 1965. Тогда Ноэль Моррис и Том ван Влек написали в Массачу-сетском технологическом институте программу MAIL для операционной системы Compatible Time-Sharing System. Команда MAIL, встроенная в операционную систему, позволяла пользователям CTSS передавать друг другу текстовые сообщения в рамках одного компьютера.

Другие привыкли думать, что электронная почта зародилась в 1971 году, когда Рей Том-линсон разработал систему и послал первое электронное письмо в сети Arpanet. Однако именно с отсылки в 1971 году первого сообщения и началось бурное развитие электронной почты как средства общения между людьми. Сегодня с помощью e-mail создаются группы и списки рассы-лок. Надо отметить, что, хотя в наше время чуть ли не каждый день и появляются новые средства общения, электронная почта по-прежнему осталась самым популярным из них. После электронной почты можно отметить создание телеконференций и групп новостей; также появилась некоммерческая сеть Fidonet и Usenet. Две эти сети были созданы для общения и публикации файлов. Новым было хранение сообщений и предоставление доступа к истории обмена. Впервые появилась сортировка и группировка сообщений. С развитием Интернета все больше и больше людей начало проводить время в сети, и логическим завершением стало появление сервисов мгновенного обмена сообщениями, общения в реальном времени.

Это такие сервисы, когда адресат получает своё сообщение в течение пары секунд. В рамках данной концепции был разработан специализированный сервис Internet Relation Chat (IRC), в котором люди общались на так называемых каналах. Каналы были чем-то вроде сообщества, объединенного общими интересами. Отмечу, что IRC до сих пор пользуется огромной популярностью у любителей пообщаться в сети. В наше время наиболее распространенные сервисы общения – это web-приложения. Чтобы воспользоваться ими, используют браузеры (программы для просмотра web-сайтов). Простота и эффективность данной схемы достигается за счет максимального сокращения настроек системы, а также за счет доступности. В то же время, колоссальное развитие web-технологий и телекоммуникаций позволяют работать с такими сервисами из любой точки Земли, используя карманный компьютер или сотовый телефон. Говоря о современных сервисах общения, нельзя не упомянуть про самую их простую форму – Гостевую книгу. Гостевая книга – это скрипт, предоставляющий посетителям ресурса возможность оставлять различные пожелания, замечания, краткие заметки, адресованные владельцу или другим посетителям.

Таким образом, Гостевая книга представляет собой максимально упрощённый вариант web-форума. В форумах сообщения пользователей группируются в соответствии с темами, которые задаются первым сообщением. Темы, в свою очередь, группируются в тематические форумы. За исполнением правил форума следят администраторы и модераторы. Все посетители могут читать сообщения, создавать новые темы для общения, ну и, конечно же, писать ответы. Наиболее развитые форумы уже обладают признаками социальных сетей, так как между участниками могут быть установлены социальные связи. Также пользователи Интернета имеют возможность вести собственные электронные дневники – Блоги. Блог происходит от сокращения двух слов web и log (web-журнал, web-протокол). В этом сервисе пользователь делится различными мыслями, идеями, рассказами, которые записываются в хронологическом порядке.

Другие пользователи могут читать этот дневник (если создатель не запретит) и комментировать записи. На базе таких дневников создаются сообщества людей, которые ведут дневник коллективно на определенную тему. С развитием этих форм общения стали образовываться социальные сети – т.е. совокупности участников, объединенных не только средой общения, но и с явно установленными связями между собой. Социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались очень эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи и постепенно стали одним из средств генерации контента (содержимого, имеющего ценность). На основе такого подхода появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество социальных web-сервисов. О наиболее популярных социальных сетях мы и поговорим сегодня.

«Социальный» бум

Рассмотрим наиболее заметные социальные сети Интернета.

ClassmatBs.com

Первым проектом социальной сети в Интернете можно считать детище бывшего инженера авиакомпании Boing Рэнди Конрада, который захотел найти своих одноклассников. Сейчас в сеть, название которой переводится на русский язык как «Одноклассники», входит более 40 миллионов пользователей, и каждый день прибавляется по 50 тысяч со всего мира. На сайте есть возможность выбора школы, колледжа, места работы, части армии, где вы провели когда-то своё время. После регистрации Вы можете начать поиск утерянных контактов с помощью удобного и функционального интерфейса. Также можно выкладывать видео и фотографии. Кроме этого, на сайте Вы найдете великое множество различных полезных функций. Стоит отметить, что этот сервис совершенно бесплатен. По словам авторов проекта, они каждый день получают письма с благодарностью от людей, восстановивших старые или нашедших новые контакты.

FacBBook.com

Одна из наиболее популярных социальных сетей на сегодняшний день. История FaceBook начинается в феврале 2004 года, когда Марк Цукер-берг, Дастин Московиц, Крис Хагхес, а также два студента Гарвардского университета открыли первую версию знаменитой соцсети. Интересно, что в Гарварде у разработчика FaceBook Марка Цукерберга основным предметом была психология, а информатикой он занимался факультативно, на параллельном курсе. Именно полученные на факультете психологии знания помогли Марку сделать социальную сеть оптимальным средством межличностной коммуникации. В том же 2004 году Питер Тиль, один из основателей платежной системы PayPal, вложил в проект молодых студентов $500 тыс. А уже в мае 2005 года компания Accel Partners инвестировала в проект еще $13 млн. После таких инвестиций проект начал стремительно развиваться, и в апреле 2006 года FaceBook уже находится в десятке лидеров среди социальных сетей по количеству посетителей. В том же году проект получает вливания в размере $25 млн от инвестиционных гигантов Graylock Partners и Meritech Capital Partners. Итого, за три года объем инвестиций составил $38,5 млн. Стоимость проекта на октябрь 2007 года, по оценкам, составляла $15 млрд. Такую цену назвали после покупки софтверным гигантом Microsoft 1,6% акций FaceBook за $240 млн. Доход FaceBook за 2007 год прогнозировался примерно в $150 млн, при расходах порядка $30 млн. Высокую посещаемость можно назвать главной составляющей успеха FaceBook. Так, только в ноябре 2007 года проект посетило более 86 млн пользователей, которые просмотрели 1 млрд 785 млн страниц в месяц.

MySpacB.com

Самая популярная социальная сеть Интернета, конкурирующая по посещаемости даже с Google. Том Андерсон и Крис Девульф -основатели «космической» социальной сети, работали вместе в XDrive Technologies до создания своей компании Response Base Marketing в 2001 году. Через год они продали свою компанию за 3,3 млн. долларов и Девульф стал членом правления инвестиционной компании Fog Cutter Capital Group. В 2004 глава компании Эндрю Ви-дерхорн угодил в тюрьму за махинации с налогами. Его жена была не последним человеком в компании, купившей Response Base Marketing. С репутацией у этой компании было не все в порядке, она была уличена в распространении шпионского ПО. После продажи своей компании в 2002 году, Андерсон и Девульф стали думать, чем заняться дальше. Тут пригодился опыт американцев в ведении бизнеса в Интернете. Друзья решили создать социальную сеть в противовес популярной тогда Friendster. Но они решили пойти дальше и скрестить музыкальный хостинг, социальную сеть, службу публикации блогов и доску объявлений. И в 2003 году у них это получилось – сервис был объявлен открытым и на MySpace стали регистрироваться первые пользователи. К октябрю 2003 года на MySpace ежедневно регистрировалось около 10 тысяч новых пользователей. В пользу MySpace сыграло развитие телекоммуникаций и скоростного Интернета, а также бурное развитие блогов. Благодаря всему этому, MySpace нельзя было уже назвать «очередным». MySpace стал культовой социальной сетью, на странице Тома Андерсона кто-то даже написал: «Ты изменил мир, Том». Сейчас MySpace насчитывает около 80 миллионов пользователей. Стоит уделить внимание и отечественным разработкам в области социальных сетей. Хотя по посещаемости, уникальности, стоимости отечественные аналоги еще отстают от зарубежных, тенденция развития «соци-алок» все же приняла лавинообразный характер и у нас.

Odnoklassniki.ru

8 глаза бросается похожий на Classmates. com дизайн проекта. Зрение вас не обманывает. Действительно, Odnoklassniki
и Classmates похожи настолько, что закрадывается мысль об отечественном клоне популярного зарубежного сервиса. Альберт Попков, создатель и генеральный директор «Одноклассников», начал работу над своим проектом в 2000 году. Помогло ему и то, что в это время он работал в Англии и принимал участие в создании социальной сети Passado. В 2006 году Попков запустил проект, который начал стремительный рост, и за два года там зарегистрировалось около 9 миллионов человек, а каждый день регистрируется по 50 тысяч. Сейчас в различных компаниях начинается повальная блокировка этого сайта. Вместо деловой переписки сотрудники переписываются с давними знакомыми. Но «Одноклассники» нашли выход из этой ситуации и открыли сервис wap. odnoklassniki.ru – мобильная версия проекта, доступная каждому владельцу сотового или наладонника с подключенной услугой wap Интернет. В проект Odnoklassniki уже вложено инвестиций на сумму порядка $3-4 млн, но он до сих пор остается убыточным. Кроме того, стало известно, что социальная сеть испытывает такие нагрузки, вызванные массовым притоком пользователей, с которыми иногда не справляется оборудование. По словам экспертов, понадобится около $10 млн на покупку нового оборудования для бесперебойной работы «Одноклассников». По данным Top.Mail.ru, в октябре 2007 года Odnoklassniki показали 1,9 миллиарда страниц и занимают лидирующие места по посещаемости в Рунете.

Vkontakte.ru

Опять же, «ВКонтакте» практически полностью повторяет интерфейс описанной выше сети FaceBook. Создатель «отечественного FaceBook\’a» Павел Дуров пишет об истории создания следующее: «Летом 2006 года встретились два старых друга, некогда одноклассники. Они не имели возможность связаться в течение семи лет и восстановили дружбу благодаря чистой случайности. Чтобы такое не могло больше повториться, они решили использовать Интернет для того, чтобы друзья, однокурсники и одноклассники больше никогда не теряли друг друга». Кроме Павла над проектом работают его единомышленники, среди которых и его брат Николай Дуров. В студенческие годы он возглавлял команду российских программистов, которая дважды занимала первое место в международном чемпионате по программированию (ACM). Отличительной особенностью проекта является полное отсутствие рекламы, вследствие чего «Контакт» часто обвиняют в связи со спецслужбами. Однако, как утверждают создатели проекта, все расходы они оплачивают из своего кармана. «ВКонтакте» уже отказали в продаже проекта австралийскому и двум российским инвесторам. Павел Дуров по этому поводу говорит: «Если искать аналогию, к сайту нужно относиться не как к «инвестиции средств», а как к ребёнку, которого надо развивать и за которым надо присматривать». «Развивает и присматривает» за своим детищем команда разработчиков довольно умело. Для пользователей доступны такие сервисы, как назначение встреч, размещение видео и фотоматериалов, создание тематических групп. Также разработчики «ВКонтакте» создали сервис для поиска и подбора персонала «Профессиональные контакты». По данным авторитетной компании Alexa, сайт Vkontakte.ru вышел на первое место по посещаемости в Рунете. Это далеко не полный список соцсетей – их тысячи, и они продолжают появляться каждый день. Социальные сети уже «залезли» в рабочую сферу – существуют профессиональные сообщества, вроде LinkedIn, eAcademy (платное участие), MoiKrug и т.д. Это проекты, оптимальные для поиска работы, поиска профессионалов в определенных областях, организации контактов с прочими специалистами.

Что же дальше?

Сейчас социальная сеть используется, в основном, как средство общения, поиска новых контактов. Реже – для «встреч» профессионалов определенной сферы деятельности в целях обсуждения своих проблем и задач. Так как тенденция развития информационных систем направлена в Интернет, то, скорее всего, социальная сеть станет местом работы и местом развлечения, инструментом бизнеса и времяпрепровождения. Возможно, возникнут целые кабинеты, отделы, институты. Множества интернет-магазинов объединятся в супермаркеты. В общем, постепенно, в виртуальной жизни будут реализовываться различные грани реальной жизни и реальных потребностей.

Добавить комментарий