В свое время производители не отказались от многообещающих опций Crossfire и SLI, и сегодня мы можем наблюдать очередную реинкарнацию технологий поддержки нескольких видеочипов. Однако использование пары видеокарт приводит к некоторым сложностям. Повышенный температурный режим, проблемы с программным обеспечением, нехватка физического пространства – все это заставляет искать новые методы реализации множественной работы GPU. Нередко производители устанавливали одновременно два чипа на плате.
Таким образом достигается более высокий уровнь производительности без установки в систему дополнительной платы. Обработка 3D-графики – это тип задач, которые делятся на несколько частей. Большим разделением процесса достигается повышенный уровень производительности. Фактическим ограничением можно считать размер самого кристалла. На уменьшение техпроцесса и увеличение количества транзисторов направлены разработки всех чипмейкеров. Ведь чем больше вычислительных блоков размещено на одном кристалле, тем большая параллелизация достигается в процессе вычислений. Чтобы осуществить резкий скачок без перехода на новый техпроцесс, производители используют несколько чипов. Такой подход позволяет легко разделять задачи и привязывать их в ходе обработки к конкретным чипам. При этом ограничивается количество циклов обмена данными между графическими процессорами.
Как правильно выбрать crm for wellness center для оздоровительных центров вы можете прочитать здесь www.nimble.com
Как это было
Многие любители компьютерных технологий знают, что разработка полипроцессорныхплат началась не пять лет назад. Уже не существующая компания 3DFX, легендарный производитель графических акселераторов, реализовала подобную систему. В частности, платы Voodoo 2 можно было объединять между собой через SLI (Scan Line Interleave) – тот самый интерфейс, который использует сегодня NVIDIA. Платы устанавливались рядом, в свободные порты PCI. Технология использовала чересстрочный рендеринг.
То есть одна из плат занималась растеризацией четных строчек, вторая карта брала на себя нечетные. Продвижению технологии поспособствовала компания Quantum 3D, которая умудрилась интегрировать два чипа Voodoo 2 в одну плату. Такой подход позволил связывать между собой двухпроцессорные варианты специальными платами-переходниками вплоть до двухпроцессорного подхода. Выглядела система очень габаритно, но результат несравним с существующими вариантами. Текущие платы гораздо больше в длину, но не такие широкие. После интеграции интерфейса AGP решения на нескольких платах стали невозможными. Порт AGP на системной плате был один. Тем не менее уже тогда стали появляться первые прототипы сегодняшних двухпроцессорных плат.
В частности, настоящей бомбой стала ATI Rage Fury MAXX от молодой компании, которая только-только набирала обороты и обрастала патентами. В качестве конкурента устройства можно считать Voodoo 5 5000 от незабвенной 3DFX. Это было последнее полноценное устройство от данной компании. Еще одна многопроцессорная версия Voodoo 6000 принадлежала уже Quantum 3D, после чего разработка мультипроцессорных видеоподсистем была на время приостановлена. Такие решения нашли свое место в первую очередь в области профессиональной, пока не стали вновь использоваться в игровых компьютерах, хотя даже стационарные игровые автоматы были носителями графики с несколькими ядрами.
Технология AMD X2
Мы достаточно много рассказывали о решениях №/ЮЙ,поэтому сейчас хотелось бы сосредоточить свое внимание на продуктах AMD. Если взять для примера видеокарту AMD Radeon HD 3870 X2, то технически ее можно рассматривать как систему с поддержкой технологии CrossFire из двух идентичных плат. Для соединения двух чипов на карту интегрирован мост PCI-Express 1.1. Работают они через типовую двунаправленную шину, которая обладает 16 линиями с пропускной способностью 8 Гбайт/с. Тем не менее время доступа не сильно снижено по сравнению с тем же классическим типом соединения.
Очевидный плюс: такой видеокарте не требуется специализированный чипсет, поддерживающий работу двух устройств. Это основное преимущество текущих решений. Не так давно состоялась презентация компании AMD, где средствам массовой информации была представлена новая графическая плата – AMD Radeon HD 4870 X2 на базе двух ядер RV770. Также анонсировали подобный адаптер с дуальной системой ГП из той же серии, а именно AMD Radeon HD 4850 X2. Конкретно о характеристиках устройства мы здесь говорить не будем – это тема для обсуждения в рамках изучения конкретного устройства.
Нас интересует непосредственно система взаимодействия графических чипов между собой. Упомянем только, что в представленных платах используются чипы, изготовленные по 55-на-нометровой технологии. Энергопотребление AMD Radeon HD 4850 X2 составляет 270 Вт – не так плохо, как могло бы быть. Сами процессоры коммутируют между собой через специальную мостовую микросхему, которая выполняет роль коммутатора. Мост отличается реализацией интерфейса PCI-Express второго поколения. В аналогичной плате прошлого поколения мост использовал первое поколение интерфейса. Если ранее теоретическая пропускная способность моста была на уровне 6.8 Гбайт, то сегодня та же коммутационная схема способна выдерживать скорость до 21 Гбайт.
Достичь таких цифр удалось не только средствами второго поколения интерфейса PCI-E. Сказать спасибо следует дополнительной шине Sideport, которая способна передавать информацию в двух направлениях. Каждая линия дает 5 Гб/c. Эта дополнительная шина связывает схемы напрямую, что позволяет значительно повысить скорость вычислений. Естественно, сама плата поддерживает уже известную нам технологию AMD CrossfireX. Такой подход позволяет использовать сразу две AMD Radeon HD 4850 X2 на одной материнской плате. На реализацию подобной схемы инженеров AMD сподвигло очевидное превосходство конкурента на рынке. До сих пор у AMD не было достойного представителя высокопроизводительного сегмента, так что AMD Radeon HD 4850 X2 позиционируется как прямой конкурент NVIDIA GeForce GTX 280.
Проблемы
Казалось бы, плата работает без использования пресловутой AMD CrossfireX, а значит, проблемы с работой и установкой должны быть ликвидированы. Но не все так просто. Дело не в технологиях, а в реализации программного обеспечения. От аппаратной части, конечно, зависит многое, однако не менее важным элементом для корректной работы являются драйверы. В процессе работы с AMD Radeon HD 3870 X2, прямым предшественником четвертой по счету линейки X2-решений от AMD, мы столкнулись с большим количеством трудностей.
Для запуска каждого теста были необходимы так называемые пляски с бубном. Вроде бы все должно работать как надо, все помехи устранены, но система упорно не хочет функционировать корректно. Отказ загрузки, мерцание экрана, невозможность установки драйверов – это только основные проблемы, с которыми может столкнуться пользователь. Посему не рекомендуем сразу после анонса бежать в магазин. Стоит дождаться нескольких обновлений ПО и тогда уже принимать решение о покупке. Это не лучший вариант, но так можно избежать многих неприятностей.
Использование нескольких графических процессоров в одной системе схоже с ситуацией, когда для облегчения боли пациента врач вводит морфий. Если есть крайняя нужда в повышенной производительности – пара чипов поднимут эффективность. Но до сих пор не было придумано ничего лучше унимодальной подсистемы, использующей лишь один процессор, являющийся мозговым центром платы. Разнообразные усложнения и ухищрения играют роль средства для быстрой победы в той гонке вооружений, которую ведут между собой чипмейкеры. Как показывает практика, пользователь имеет больше проблем с настройкой, нежели реального эффекта. Так что, на наш взгляд, следует немного подождать. Рано или поздно все мы будем играть в Crysis на максимальных настройках.