Старые игры на новом компьютере

Старые игры на новом  компьютере Постоянно на прилавки выплёскиваются всё новые и новые. Однако бывает, что порой накатит ностальгия, достанешь из кучки старый, запылившийся диск, скопируешь с него какую-нибудь старую классику времён ещё MS-DOS, запустишь и… получишь в лицо сообщение об ошибке, а то и хуже – не получишь вообще ничего. Что делать? Можно, конечно, уныло пробормотать: «Видно, не судьба» и убрать всё на место. Но можно и исхитриться.

На самом деле Windows никогда не страдала недостаточной обратной совместимостью. Множество программ, написанных под ранние версии Windows, порой под 16-битные (1-3), или даже под MS-DOS, работают без проблем. Но «множество» – это не «все», и часть приложений, преимущественно игры, отказываются работать в новых версиях Windows, вываливая бессмысленные сообщения об ошибках, «вылетая» или просто не запускаясь. Увы. как правило, именно эти игры и хочется запустить. Посмотрим, чем же можно примирить старые игры и новые системы.

ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Windows не располагает особым инструментарием для укрощения строптивых игр, но кое-что всё-таки можно попробовать.

Если у вас Windows ХР, то откройте свойства исполняемого файла игры и перейдите на вкладку «Совместимость». Здесь можно установить так называемый «режим совместимости» с более старой системой и повключать дополнительные флажки, приближающие Windows к старине. В не ХР-шных системах присутствует лишь флажок «Не давать программе обнаружить Windows» в «Дополнительных параметрах…» на вкладке «Программа».

Если DOS-программа жалуется, что ей мало памяти, то можно настроить последнюю вручную, открыв те же самые свойства программы на вкладке «Память». Правда, в этом случае дело осложняется тем, что в DOS используются аж три типа памяти: «обычная» (conventional), расширенная (EMS) и «дополнительная» (XMS), которые приходится настраивать по отдельности. Следите за сообщениями об ошибках, которые могут подсказать, чего именно программе не хватает.

В Windows-95 и 98 существует также возможность перезагрузиться в режиме эмуляции MS-DOS (через Главное меню -> Завершение работы…). В Windows Me эту функцию почему-то отключили, хотя её можно вернуть через неофициальный патч (см. http:// www.geocities.com/mfd4life_2000/).

КАК СЛЫШНО?

Бывает, что игра работает, но звука в ней нет, хотя все настройки вроде бы выставлены. Связано это с тем, что во времена MS-DOS драйверов для звуковых карт не было. Разработчикам игр приходилось реали-зовывать код, выводящий звук на наиболее популярные модели карт, и позволять пользователю выбрать карту, которая у них есть.

В Windows же приложения используют просто команды воспроизведения звука, a Windows направляет их на звуковую карточку посредством драйвера, так что приложению больше не нужно беспокоиться о том, какое оборудование использует пользователь. DOS-программы, увы, не знают команд Windows и делают по старинке, что не всегда приводит к положительному результату.

Но ничего. Им поможет программа VDMSound (http:/ /sourceforge.net/projects/vdmsound/). Она эмулирует популярные карты тех времён (SoundBlaster, Adlib) и скрытно для игры перенаправляет посланные ей команды реальной звуковой карте через интерфейсы Windows.

Использовать VDMSound просто: после установки щёлкните правой кнопкой по проблемному исполняемому файлу и выберите пункт «Run with VDMS». После этого придётся ответить на несколько вопросов мастера (хотя можно ограничиться и одним: использовать конфигурацию по умолчанию или нет), и в папке появится файл-ярлык с расширением .vlp, который сразу же и запустится. Если всё нормально, то звук уже должен быть. Если нет, то можно поправить настройки ярлыка, благо их предостаточно.

Кстати, кроме звука, VDMSound также может эмулировать джойстик.

ТОРМОЗА

Согласно закону Мура, вычислтвльная мощность компьютеров удваивается каждые два года. Это значит, что сейчас компьютеры работают в 25 = 32 раза быстрее, чем десять лет назад! К сожалению, некоторые разработчики делали свои игры по принципу «работать как можно быстрее», выжимая из текущих процессоров всю мощь и не заботясь о будущем (а возможно, и не надеясь на то, что их детище ещё кому-то понадобится лет эдак через N).

Запущенные на сегодняшней машине, такие игрушки летают с почти световой скоростью, в результате чего вашего персонажа убивают через 1/2 секунды после начала игры. Если это ваш случай, то вам нужны замедлители, то есть программы, которые намеренно снижают скорость вашего компьютера.
Одним из хороших замедлителей является Turbo.

Эта программа, спроектированная в далёком 97-м году и предназначенная для систем Windows-95 и NT, до сих пор успешно работает и на Me, и на ХР, поскольку базовые принципы Windows за это время ничуть не изменились. Turbo создаёт поток высокого приоритета, который только и делает, что отжирает время у процессора. Интерфейс программы прост до безобразия: щелчком по меню Turbo выбирается процент от исходной скорости, на котором должен работать процессор.

Эту программу и ряд других, аналогичных, можно скачать здесь: http:// ensis.boom.ru/ prgs.htm.

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ

Бывает, что всё вышеперечисленное не помогает. На моей памяти была игра, которая работала только в 95-м Windows, на остальных системах она почему-то безжалостно требовала диск. В таких случаях остаётся лишь установить себе на компьютер нужную систему. А если не хочется занимать место на диске и рисковать, купить себе второй компьютер и инсталлировать её туда.

Стоп! Есть решение и получше. Второй компьютер не надо покупать, можно просто-напросто его эмулировать или виртуализировать.

Программа-виртуализатор поможет создать как бы «компьютер в компьютере»: жесткий диск и память виртуальной машины будут располагаться в файле на жёстком диске и памяти реальной; а команды виртуальному процессору будет выполнять процессор реальный.

Несмотря на это, программы, запущенные на виртуальном компьютере, не могут вырваться за его пределы (если этого не захочет пользователь) и вообще узнать о том, что компьютер «не настоящий». Поэтому вы вполне можете установить на него любую операционную систему и любую программу.

Из коммерческих виртуализаторов для запуска игр больше всего подходит Microsoft Virtual PC (http:// www.microsoft.com/virtualpc/). Преимущество его над основным конкурентом – VMware Workstation – во-первых, его лучшая поддержка DOS и старых версий Windows (есть возможность обмениваться файлами с этими системами через общие папки, то есть папки, доступ к которым есть как с виртуальной машины, так и с реальной), а во-вторых, звуковая карта, которую эмулирует VMware, не работает ни в MS-DOS, ни в Windows-95.

Когда вы создадите виртуальную машину, на её жёстком диске будет пусто, поэтому вам понадобится дистрибутив той системы, которая вам нужна. Процедура установки аналогична реальной процедуре установки ОС, но не забывайте, что вашей реальной системе ничего не грозит, поэтому можно экспериментировать сколько душе угодно.

Можете даже развернуть*окно виртуальной машины на весь экран для большего «реализма». После установки ОС не забудьте поставить на неё программы, облегчающие взаимодействие с «хозяйской» системой; подробную информацию смотрите в справочной системе виртуализатора.

Если ваша игра написана под DOS и достаточно нетребовательна к ресурсам, то можете попробовать также бесплатный эмулятор DOSBox (http:// dosbox.sourceforge.net/). В отличие от предыдущей программы, он не требует установки операционной системы (впрочем, и не допускает). Недостаток её в том, что скорость эмулируемой системы существенно ниже скорости реальной. Впрочем, иногда это и хорошо (см. предыдущую секцию).

Ну а если даже виртуализация не помогает, то проблема, вероятно, в самой игре. Ведь оптические и магнитные носители имеют свойство портиться. В таком случае остаётся лишь уныло пробормотать: «Видно, не судьба» и убрать всё на место. И пойти в магазин за очередной новинкой.

Добавить комментарий