Любая игра подразумевает определенный геймплей. В гоночном симуляторе ты управляешь машиной, в стрелялке – убиваешь монстров и ищешь путь на следующий уровень, в стратегии – набираешь армию и разносишь виртуального противника. MMORPG – не исключение, но каждая игра этого жанра предполагает свои способы времяпровождения. Так, в Lineage 2 основа всего -прокачка персонажа. Это процесс долгий и напряженный, и на финальных уровнях интенсивность его растет стремительно. Потому основную часть времени игроки занимаются именно прокачкой, попутно фармя материалы для нового оружия и снаряжения тогда, когда экипировка персонажа начинает не соответствовать его уровню. И бессмысленно даже браться за L2, если подобные вещи вас утомляют. Чтобы освоиться в здешнем мире, нужно по-настоящему любить «корейскую» систему роста персонажа. Что характерно, подавляющее большинство преданных поклонников L2 действительно получают от кача огромное удовольствие!
Они могут ругать разработчиков последними словами, они могут ныть и стонать, набивая очередной уровень, и, тем не менее, наслаждаться происходящим. Люди относятся к ежевечерней прокачке как к встрече со старыми друзьями. Сначала игроки достигают максимального уровня в основном классе. Те, кому это не в радость, все бросают уже на этом этапе. Оставшиеся качают сабкласс – это дается чуть проще. Наконец, достигнув предельного уровня и одев своего персонажа, геймеры обнаруживают, что им больше нечем себя занять! Я видел, как люди не появлялись месяцами, делая исключение только для осад замков. В остальное время у них просто не было причин зайти в игру. Потом выходили очередные хроники, планка максимального уровня поднималась выше и игроки дальше качали персонажей. Кто-то растил твинков. А я постиг истину: на максимальном уровне игра в Lineage 2 заканчивается. Напротив в World of Warcraft с этого все только начинается.
Вырастить персонажа можно за два месяца, или даже быстрее. Сама прокачка нужна для того, чтобы новый игрок разобрался в интерфейсе, познакомился с миром игры и научился на практике эффективно управлять своим героем. Потому люди опытные, желая попробовать новый класс, часто покупают себе уже прокачанного персонажа и играют им. Чем же заняты те, кто в World of Warcraft достиг максимального уровня? Идут на PvP-аре-ны или в инсты. Дело в том, что в WoW перед игроком очень остро стоит проблема добычи топового шмота, а получить его можно либо фармя рейд-боссов, либо зарабатывая хонор на баттлграундах. Если в L2, несмотря на интенсивность кача, PvP достаточно сильно влияет на игру в целом, то в World of Warcraft PvE и PvP максимально далеки друг от друга и практически не имеют точек пересечения. Геймеры зачастую вынуждены выбирать, какой стиль игры им ближе. Что характерно, многие предпочитают PvE – говорят, что это просто интереснее. Люди неделями ходят в новые инс-ты, чтобы освоить методику убийства очередного рейд-босса. Потом фарм, продолжающийся до тех пор, пока весь рейд не получит с босса все, что нужно. В итоге, выходит новое дополнение с новыми инстами и с новыми шмотками – и все начинается сначала. Вот такой вот геймплей у самой популярной в мире MMORPG.
Совершенно иначе дела обстоят с другим продуктом от NCsoft – Guild Wars. GW обладает уникальным для MMORPG геймплеем, эту игру стоило бы назвать самой «казуальной» за историю жанра. Разделение между PvP и PvE здесь зашло еще дальше, чем в World of Warcraft. В режиме PvE у вас просто нет возможности сражаться с игроками. Наивысший двадцатый уровень достигается очень быстро, более того, допустимо изначально создать персонажа максимального уровня. Основное время игроки дерутся друг с другом по определенным правилам на специально отведенных аренах. Захват флага, удержание контрольных точек, стандартный team deathmatch – все это больше похоже на набор режимов для какого-нибудь 30-шутера. Но Guild Wars доказывает, что все это прекрасно вписывается и в концепцию MMORPG. Здешний мир отлично подходит для людей, желающих скоротать несколько вечеров. Но, как и в любой MMORPG, тут найдется место и для усидчивых – благо есть развитая система турниров, для успешного выступления в которых требуется слаженная командная игра, достигающаяся упорными тренировками.
Для тех, кому мало одной-двух моделей поведения внутри игры, существует EvE Online, грандиозная не только по масштабу вселенной, но и по предлагаемым возможностям. В этой игре позволено заниматься войной, экономикой, освоением космоса, и еще десятком вещей, каждая из которых представляет собой полноценную составляющую игрового процесса. Здесь нет какого-то одного вида деятельности, общего для всего сервера. Можно копать руду, можно выполнять агентские миссии, можно охотиться на галактических пиратов, можно грабить корованы. Игроки придумывают и воплощают в жизнь самые смелые и необычные начинания – недаром крупнейшую аферу в истории многопользовательских компьютерных игр провернули именно в EvE Online. Мошенник выстроил настоящую финансовую пирамиду и скрылся с игровой наличностью, к ужасу и негодованию обманутых вкладчиков. Однако даже такую свободу стоит назвать хотя и беспрецедентной, но не полной. Любая MMORPG, как и всякая компьютерная игра, представляет собой набор запрограммированных возможностей. И научиться танцевать нельзя даже в EvE Online.