Тандем Arcam FMJ AV8/P7 является флагманской разработкой Arcam на ниве домашнего кинотеатра. Стоимость почти в десять тысяч долларов гарантирует высшее качество и «настоящий High End». Помимо присутствия стандартных функций декодирования всех современных форматов, за исключением DTS 96/24, процессор AV8 выделяется рядом фирменных особенностей. Среди них – необыкновенно гибкий бас-менеджмент, позволяющий наилучшим образом интегрировать в домашний кинотеатр громкоговорители и сабвуфер. Режим Direct полностью (в отличие от некоторых конкурентов) отключает DSP и превращает процессор в качественный предусилитель.
Для этого же служит и встроенный в аппарат аудиофильский фонокорректор. Цифровые сигналы могут быть подвергнуты передискретизации вплоть до 192 кГц, а видеосекция гарантирует работу с сигналом вплоть до 1080р. Полосы пропускания в 3000 МГц хватит даже для будущих форматов телевидения высокой четкости – это солидный резерв. Также вам может помочь настройка синхронизации звука и видео – что важно при выводе сигналов во вторую зону и при работе с источниками прогрессивного видеосигнала. К сожалению, ни процессор, ни усилитель не оснащены балансными входами и выходами XLR. Система автокалибровки также отсутствует – зато есть весьма удобные экранные меню. Процессор комплектуется довольно стандартным пультом дистанционного управления – правда, он обучаемый.
AV8 обладает богатейшими коммутационными возможностями, включая вывод звука и изображения в «зону 2», массу цифровых и аналоговых входов. Но, как и в случае с DTS 96/24, интерфейс iLink для безджиттерной передачи данных оставлен без внимания. К сожалению, это стало уже привычным для техники высшего уровня – на разработку подобных аппаратов уходят годы, и компании-производители не в силах поспевать за прогрессом (в отличие от более гибких конкурентов). Начинка процессора выполнена в традиционном для Arcam ключе, отработанном на их обширном семействе CD-плееров. Задействованы весьма серьезные ЦАПы Wolfson WM8740, а вот декодер многоканального звука слабоват для такой ценовой группы. Два 24-разрядных чипа от Crystal Semiconductor не в состоянии соперничать с более «продвинутыми» вариантами от Motorola или Analog Devices. Достаточно странный выбор, учитывая розничную стоимость.
Зато многоканальный усилитель Р7 удивит даже видавших виды. Перед его включением в сеть рекомендуется проверить устойчивость вашей проводки и допустимую мощность электросети, подведенной к квартире. При пиковой нагрузке он забирает аж три киловатта мощности – и гарантирует устойчивость при работе с семью самыми сложными громкоговорителями. Тридцать пять килограммов «живого веса», отличные разъемы – жаловаться можно только на отсутствие балансного входа XLR. Впрочем, он же проигнорирован и на процессоре – воистину досадное упущение.
Несмотря на бытующее мнение о простоте декодирования многоканального звука, это довольно серьезное дело. Да, обратная связь при цифровой передаче сжатых форматов DD/DTS делает звук практически независимым от источника. Но вот грандиозная нагрузка, которая падает на декодирующее устройство, а особенно на усилители мощности, в большинстве случаев играет решающую роль в эффекте «погружения». По сути, ни один даже самый «продвинутый» ресивер не в силах совладать с семью колонками. Тем более если их сопротивление падает до 4 Ом, а от звука при этом требуется достойный динамический диапазон – главное качество звуковых дорожек современных блокбастеров. Не менее важна и точность декодирования фонограмм в DD/DTS – трудно получить настоящий высший класс от интегрированных ЦАПов, обслуживающих сразу несколько каналов, и от некачественной пре-дусилительной части. Именно поэтому мое внимание к тандему Arcam FMJ AV8/Arcam FMJ P7 было весьма серьезным – даже в такой ценовой категории немного найдется по-настоящему референсных комплектов.
Сразу хочется сказать лестные слова об усилителе мощности P7. С его приобретением вы забудете об апгрейде данного компонента. Этот монстр с легкостью раскачивает самые сложные акустические системы – даже с провалами импеданса до 3 Ом! – и сохраняет при этом грацию балерины и звериный напор древнего варвара. Звук P7 поистине кристально чистый и естественный, его можно слушать часами без какого-либо намека на усталость. Весь спектр частот идеально сбалансирован, «вычищен» и отшлифован. Он будет служить вам верой и правдой даже в составе стереосистемы высокого класса – не смущаясь от классики и выдавая необходимое «мясо» в рок-н-ролле. Настоящий универсал, оправдывающий каждый вложенный доллар!
Процессор же впечатлил меня чуть меньше. AV8 обладает достаточными талантами по выстраиванию объемного звука. Комфортного, прекрасно детализированного – но не такого, от которого по коже бегают мурашки. Недостаток эмоциональности в такой ценовой категории для меня лично является заметным дефектом. Хочется, чтобы техника «сопереживала» действию – а с AV8 такого зачастую не происходит. Виной тому могут быть слегка ослабленный регистр стыка баса и нижней середины, смягченный динамический напор в эффектных моментах и осторожность высокочастотной составляющей. Это, конечно, мельчайшие придирки, о которых мы тотчас же забыли бы, будь цена процессора вдвое меньше – но принадлежность к определенной ценовой категории диктует свои правила.
Огорчил и ряд технических недоработок – отсутствие поддержки DTS 96/24, интерфейса iLink, автокалибровки и прочих радостей жизни, которыми нас избаловали конкуренты. Своего покупателя эта система, безусловно, найдет, и ее качество неоспоримо. Но есть ряд мелких нюансов, которые, как говорят таран-тиновские герои, портят жизнь брюзгам вроде меня.