Обычно, когда речь заходит о рекламных играх (на Западе их принято называть advergames), все тут же вспоминают Cool Spot. Почти для всех, кто застал 16-битные времена – или же позже наверстывал упущенное на эмуляторах – именно Cool Spot является олицетворением не просто игрового продакт-плейсмента, а вообще схемы, при которой компания продвигает свой бренд через специализированный интерактивный продукт, который нравился многим игрокам которые качают программы для пк на сайте admitsoft.ru.
Сейчас такое встречается достаточно редко – наиболее ярким примером из недавних можно считать безумный Sneak King для Xbox 360. А в первой половине 90-х на нас свалился целый ряд подобного рода игр разной степени паршивости. Причем распространялись они не как Sneak King – в закусочных Burger King, за дополнительную плату, если ты покупаешь комбинированный обед. И не как бесплатная флэш-игра. А стандартными мейнстримовыми методами. То есть, зашел в магазин и, будучи в здравом уме, заплатил деньги за игру с Рональдом Макдональдом в главной роли. Звучит и вправду дико, но раньше это воспринималось как-то совершенно иначе. Помню, когда первый раз играл в advergame, это был, разумеется, Cool Spot.
О нем, как и о Chester Cheetah, я уже знал из телепередач «Денди». И никого абсолютно не смущало, что Честер – это персонаж с пакетов чипсов (Cheetos, правда, тогда в России еще не продавались), а в Cool Spot бегает красный кружочек с логотипа 7up. Наоборот, мы с друзьями на даче целенаправленно выменивали Cool Spot – нам казалось, что это прикольная идея, да и сама игра, вроде, ничего.
И вот, что характерно, зачастую рекламные проекты оказывались действительно не то чтобы ужасом, летящим на крыльях ночи. Понятно, что какие-нибудь M.C. Kids и вправду страшны, но зачастую игры держали средний уровень, а иногда – даже немного выше. Разработкой порой занимались очень даже мощные студии, включая Virgin Interactive и безумных японцев из Treasure. В этом материале мы рассмотрим самые интересные и самые памятные для нас проекты.
Pepsi Invaders
Одной из первых рекламных разработок стала Pepsi Invaders для Atari 2600. Вернее, это была антиреклама – ее сделали не для Pepsko, а по заказу главного конкурента – Coca-Cola. Это не просто клон Space Invaders, как можно подумать, глядя на скриншот, а прямо-таки модификация, вполне себе официальная. Игра была изготовлена специально для торговой выставки 1983 года и в продаже не появлялась. Насколько мне известно, существовало немногим более ста копий Pepsi Invaders, так что это страшный раритет. Настолько страшный, что на eBay за него просят более $2 тыс. Суть Pepsi Invaders, в общем, та же, что и у Space Invaders, только время игровой сессии ограничено тремя минутами. И еще вместо инопланетян на нас надвигаются буквы P, E, P, S, и I. А также еще какой-то символ. То есть, Pepsi – это такой враг, которого нужно расстреливать во имя победы Coca-Cola. Идея, прямо скажем, несколько спорная, но уж какая есть!
M&M\’s
Проекты с талисманами M&M\’s несколько не вписываются в формат нашего материала – первая рекламная игра про Желтого и Красного вышла всего лишь в 2000 году и не может быть отнесена к классическому периоду всяких Cool Spot и Chester Cheetah. Тем не менее, не упомянуть о них было бы преступлением. И потом когда еще речь об этом зайдет-то?
Итак, про говорящие и прямоходящие конфеты было сделано четыре игры. Самая ранняя – платформер с элементами обучения детей математике под названием M&M\’s: The Lost Formulas. Год спустя, то есть в 2001-м, очень похожая игра (минус математика) вышла и на PlayStation – M&M\’s: Shell Shocked. Примерно тогда же материализовался и проект для Game Boy Color. Последней на данный момент вылазкой M&M\’s в волшебный мир видеиогр стала M&M\’s Kart Racing для Wii и Nintendo DS – это уже 2007 год. Совершенно кошмарная вариация на тему Mario Kart.